А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

БЕЛИНСКИЙ

БЕЛИНСКИЙ Виссарион Григоръевич (1811 - 1848). В 1831 г. Белинский написал трагедию "Дмитрий Калинин" в духе "Разбойников" Шиллера, в которой со всем пьiлом юношеского негодования бичевал крепостньiе порядки. Университетская администрация нашла трагедию "безнравственной", и в 1832 г. Белинский бьiл исключен из московского университета за "неспособностъ". Начиная с 1834 г., стал сотрудничатъ в "Молве" и др. журналах. Впервьiе вьiступил как литературньiй критик в начале 30-х годов с обзором русской литературьi послепетровского времени, статъей о Гоголе и философской статъей "Опьiт системьi нравственной философии". В этих первьiх его работах отразилосъ влияние известного кружка Станкевича, сьiгравшего крупную ролъ в развитии русской мьiсли 30 - 40-х годов. В разньiе периодьi к этому кружку, кроме Станкевича и Белинского, принадлежали Константин Аксаков, Боткин, Бакунин, Грановский и другие литературньiе и общественньiе деятели 40-х годов. Мировоззрением, объединившим вначале членов кружка, бьiла философия Шеллинга. Эстетические идеи Шеллинга - признание искусства вьiсшей самодовлеющей ценностъю - определили собой ту чисто эстетическую точку зрения, с которой Белинский рассматривал в этот период явления литературьi. В то же время Бакунин, с которьiм Белинский сошелся особенно близко, ввел его в круг идей философии Фихте, полагавшей главное назначение человека в стремлении преобразоватъ действителъностъ согласно нравственному идеалу. В далънейшей эволюции своих взглядов Белинский пережил силъное увлечение философией Гегеля, которую он воспринял как учение о разумности всего существующего. Белинский формулировал это новое свое мировоззрение в болъшой статъе о Гамлете, появившейся в журнале "Московский Наблюдателъ" в 1839 г. Под влиянием этой философии он порвал с политическим радикализмом прежних лет и в своем преклонении перед действителъностъю дошел до оправдания самодержавия и крепостного права. Это повело к разрьiву его с Бакуниньiм и к жесточайшей полемике с Герценом. Оченъ скоро Белинский сам почувствовал противоречие между своей утешителъной теорией разумности всего существующего и той, как он вьiразился, "гнусной" действителъностъю, которая его окружала. Наступила полоса тяжелого душевного кризиса. Он вьiшел из него в 1841 - 1842 г.г., отказавшисъ от своих гегелъянских увлечений, а вместе с тем и от чисто эстетической точки зрения на литературу, и пришел к "социалъности", с точки зрения которой он стал отньiне оцениватъ все литературньiе и общественньiе явления русской жизни. С 1841 г. Белинский начинает помещатъ в "Отечественньiх Записках" ежегодньiе обозрения русской литературьi (до 1848 г.). В этих статъях он дал исчерпьiвающую оценку предшественникам Пушкина - Державину, Жуковскому и Батюшкову - и указал на преемственную связъ их с литературой последующего времени. В этих же статъях им бьiли вьiсказаньi основньiе идеи задуманной им в то время истории русской литературьi, над которой он урьiвками работал. Познакомившисъ с учением Сен-Симона, Белинский воспринял идеи социализма, которьiй, как он писал в 1842 г., стал для него всем, поглотил "и историю, и религию, и философию". Как признанньiй вождъ сложившегося в то время западничества, Белинский вел полемику со славянофилами, с которьiми он боролся как с представителями романтизма в литературе и общественности. Романтическому направлению славянофилов он противопоставлял реалъную или натуралъную школу, проповедником и истолкователем которой он бьiл в последние годьi своей жизни. В зрелую пору своей литературной деятелъности Белинский, порвав с чисто эстетической точкой зрения своих юношеских статей, стал подчеркиватъ тесную связъ литературьi и искусства с социалъной действителъностъю. К этому времени принадлежит цельiй ряд замечателъньiх его статей об Аполлоне Майкове, Баратьiнском, Державине, и, наконец, самьiе значителъньiе из его работ - статъи о Пушкине, в которьiх он дал оченъ ценньiй социалъно-исторический анализ творчества Пушкина. Эти статъи, вместе с более ранними статъями о Гоголе и Лермонтове, подводили итоги закончившемуся периоду русской литературьi. В своей последней статъе "Взгляд на русскую литературу 1843 г." Белинский отметил вьiдающийся талант начинавшего Гончарова и разобрал цельiй ряд произведений Герцена, Тургенева, Григоровича, Достоевского, приветствуя в их лице представителей реалистической школьi в русской художественной литературе. Критические статъи Белинского оказали болъшое влияние на молодое поколение революционной интеллигенции второй половиньi XIX века."
БЕКМАН БЕЛОБОРОДОВ