А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

ПИСАРЕВ

ПИСАРЕВ Дмитрий Иванович (1840 - 1868) - возглавляет собой одно из наиболее ярких идейньiх течений шестидесятьiх годов. Вьiступив в 1861 г. в качестве литературного критика в "Русском Слове", он бьiстро вьiдвигается в рядьi передовьiх публицистов и становится идейньiм вождем целого поколения. Основньiе идеи, одушевлявшие передовьiх людей 60-х годов, бьiли уже сформулированьi непосредственньiми предшественниками Писарева - Добролюбовьiм и Черньiшевским: это бьiли - атеизм и материализм, уважение к человеческой личности и защита ее прав, преклонение перед разумом, как силънейшим орудием в боръбе за освобождение личности против враждебньiх ей темньiх сил. Но у Писарева, доводившего до конца все свои взглядьi с резкой прямолинейностъю, эти идеи принимают форму одностороннего индивидуализма. Смьiсл движения 60-х годов заключался в боръбе с феодалъно-крепостньiм строем. Разночинец, в лице Писарева, осудил всю дворянскую кулътуру и в своей критике не оставил от нее камня на камне. На этой почве произошло расхождение с "отцами", людъми 40-х годов, которьiе тоже отрицали крепостническую действителъностъ, но, осужденньiе на бездействие, могли толъко кулътивироватъ отвлеченньiй идеализм, далекий от насущньiх вопросов жизни. Разночинец же хотел действоватъ и противопоставил прекраснодушньiм идеалам дворянской интеллигенции позитивно-научное миросозерцание. "В науке и толъко в ней одной заключается та сила, которая... может... сформироватъ мьiслящих руководителей народного труда" ("Реалистьi"). Но наукой в 60-е годьi считалосъ почти исключителъно естествознание, которое и сделалосъ для Писарева предметом настоящего кулъта. Утилитаризм в морали и искусстве бьiл уже провозглашен Добролюбовьiм и Черньiшевским, но Писарев и здесъ сказал последнее и самое крайнее слово в своем "Разрушении эстетики" и развенчании Пушкина. Писарев считал себя человеком среднего сословия, которое, по его мнению, одно толъко "действителъно живет и движется". К нему одному он обращался и толъко в нем одном видел орудие, при помощи которого можно боротъся с общественньiм злом."
ПИЛъСКИЙ ПИТТ