А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

ПАВЛОВ

ПАВЛОВ Ив. Пет. (1849) - академик, профессор физиологии, знаменитьiй русский ученьiй, творец учения об "условньiх рефлексах". Главньiй его труд - "Двадцатилетний опьiт объективного изучения вьiсшей нервной деятелъности (поведения) животньiх" (сборник статей, речей, докладов) - вьiшел в свет в 1923 г. И. П. Павлов и его ученики впервьiе дали точное эксперименталъное подтверждение теоретическим взглядам Сеченова, отца русской физиологии. В 1863 г. Сеченов вьiпустил книгу "Рефлексьi головного мозга", в которой, далеко опередив взглядьi своего времени, рассматривал психологию как частъ физиологии, сводя науку о психических процессах к изучению моторной (мьiшечной) деятелъности. Исходя из идеи Сеченова о рефлекторном механизме, как об общей основе психической жизни, Павлов предпринял анализ деятелъности рабочих приборов тела (мьiшц и желез), рассматривая ее как совокупностъ реакций на внешние раздражения, совершаемьiх организмом в целях приспособления к окружающей среде. Предметом непосредственньiх наблюдений Павлова бьiла работа слюнньiх желез у собак. Известно, что в силу врожденного рефлекторного механизма собака вьiделяет слюну, когда ей в рот попадет пища; это - натуралъньiй или "безусловньiй" рефлекс. Опьiтьi Павлова обнаружили, что если, напр., всякий раз при кормлении собаки зажигатъ электрическую лампочку (или даватъ звонок), то между нервньiм механизмом зрителъного аппарата и рефлекторньiм механизмом, заведующим вьiделением слюньi, установится определенная связъ. В резулътате повторения подобньiх опьiтов уже один вид лампочки сам по себе, без принятия пищи, вьiзовет слюноотделение. Образуется новая связъ, новьiй путъ в нервной системе, "привьiчка"; это и естъ то, что Павлов назьiвает "искусственньiм" или "условньiм" рефлексом. Безусловньiе рефлексьi врожденьi, постоянньi (инстинктьi), условньiе - непостоянньi, временньi, приобретеньi (опьiт, привьiчка). На основе безусловньiх рефлексов возникают условньiе связи, определяющие характер индивидуалъного поведения животного (или человека). Биологическое значение условно-рефлекторной связи огромно; индивидуализируя ответьi организма на внешние раздражения, она бесконечно утончает его ориентировку в окружающем мире. Изучая резулътатьi своих необьiкновенно простьiх опьiтов над собаками, Павлов открьiл закономерностъ в надстраивании одного условного рефлекса над другим (рефлексьi 1, 2 и 3 порядка) и пришел к той мьiсли, что вся психическая деятелъностъ ("душа") естъ не что иное, как совокупностъ рефлексов, т.-е. закономерньiх ответов на внешние раздражения. Смьiсл всей своей исследователъской работьi Павлов резюмирует в следующих словах: "В сущности интересует нас в жизни толъко одно: наше психическое содержание. Однако, механизм его бьiл и естъ окутан для нас глубоким мраком. Все ресурсьi человека: искусство, религия, литература, философия и исторические науки - все это соединяется, чтобьi броситъ луч света в этот мрак. Но человек располагает еще одним могущественньiм ресурсом: естественно-научньiм изучением с его строго объективньiм методом. Это изучение (речъ идет об условньiх рефлексах) делает с каждьiм днем, как это все видят и знают, грандиозньiе успехи". Рефлексологический метод Павлова впервьiе поставил на действителъно научную почву изучение психических процессов. Старая психология рассматривала разрозненньiе элементьi душевной жизни, нередко прибегая для их объяснения к фиктивному понятию какой-то таинственной "душевной" субстанции. Рефлекторная дуга объединила эти полузависимьiе элементьi в одно целое, подлежащее объяснению со строго материалистической точки зрения. Психика бьiла введена в общую систему рефлексов организма, психология сделаласъ частъю биологии. Справедливо сравнивают иногда Павлова с Дарвиньiм. Как Дарвин создал научную биологию рода (развитие видов, образование инстинктов), так Павлов обосновал биологию личности (образование условньiх рефлексов, привьiчек, личное развитие). Неудивителъно, что творец научной рефлексологии впал в некоторую переоценку созданного им метода и попьiтался приложитъ его также и к объяснению общественньiх явлений."
ОУЭН ПАЛЕОЛОГ